наверх
Вниманию читателей, интересующихся историей отечественного кинематографа, в частности, его советским периодом, представлены журналы «Советский экран» за 1967 год.
Журнал выходил с 1925 по 1998 годы. На протяжении всей своей истории журнал несколько лет менял свое название - «Экран кино-газеты», «Кино и жизнь», «Пролетарское кино», «Советский киноэкран» и с 1957 года он получил свое окончательное название «Советский экран», под которым мы его и помним. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных фильмах, об истории кинематографа, творческие портреты актеров и деятелей кино, хроника кинофестивалей. В журнале регулярно проводились опросы читателей: «Лучший фильм года», «Лучший фильм для детей», «Лучший актёр», «Лучшая актриса», «Лучший музыкальный фильм». Лучшими фильмами в разные годы становились «Гамлет», «Высота», «Калина красная», «А зори здесь тихие», «Служебный роман» и др. Лучшими актерами признавали В. Ланового, Е. Матвеева, А. Мягкова, Н. Ерёменко, а лучшими актрисами – Н. Гундареву, Т. Доронину, Л. Чурсину, Н. Мордюкову и др. Журнал выходил два раза в месяц и имел двухмиллионные тиражи. Он мог быть и больше, просто, как известно, в СССР был дефицит бумаги.
Журналы мгновенно исчезали из киосков и потом передавались друг другу. Люди вырезали обложки из журнала, на которых были изображены популярные актеры и использовали их как плакаты. Попасть на такую обложку было невероятной удачей. Существовал конфликт между представителями Госкомитета по телевидению и радиовещанию и руководителями Госкино. Одни считали, что фильмы должны сразу попадать на телевидение, а другие говорили, что они должны по крайней мере год демонстрироваться в кинотеатрах, чтобы окупиться. В основном для журнала снимали три фотографа – Николай Гнисюк, Валерий Плотников и Игорь Гневышев. Они были разными и работали в разных направлениях. Кстати, огромное количество снимков Владимира Высоцкого в разные периоды его жизни сегодня существует благодаря Плотникову. Причем фотограф знал, что не сможет разместить эти работы ни в «Советском экране», ни предоставить кому-либо другому, поскольку у Высоцкого были непростые отношения с властью. Но Валерий Плотников сам решал кого будет снимать. И все-таки в 1988 году на обложке «Советского экрана» появилась фотография известного артиста. Николай Гнисюк сделал для журнала около семи сотен обложек. В его архиве было множество снимков иностранных звезд. Работы Гнисюка были популярны во всем мире и в 1988 году фотографа пригласили на церемонию вручения премии «Оскар».
Редакция регулярно получала сотни тысяч писем от читателей, поэтому существовал специальный отдел, который занимался исключительно чтением корреспонденции и рассылкой ответов. На обложках журнала красовались портреты не только известных актеров (И. Калныньша, И. Костолевского, А. Абдулова, О. Остроумовой, Н. Гурченко), но и молодых, талантливых артистов. Читатели аккуратно вырезали фотографии любимых артистов и заклеивали ими скучные обои над кроватью, вешали в самых необычных местах, например, кабинах грузовиков, купе проводников в поездах, хранили в альбомах на память. Читая интервью с любимцами советской публики, юные школьники мечтали об актерской славе.
Издание не смогло оправиться от экономического кризиса конца 90-х и прекратило своё существование в 1998 году, когда прекратилось государственное финансирование. Издание признавалось главным журналом в СССР, посвящённым кино и киноиндустрии.
Все желающие смогут подержать в руках журнал «Советский экран» за 1967 год, кому интересна история кинематографа. Журналы доступны для чтения. В рамках работы читального зала специалисты библиотеки проводят экскурсии по музейно-мемориальной экспозиции. Коллекция размещена с 28 мая по 28 июля 2025 г.
Следите за новостями на нашем сайте, подписывайтесь на нас в социальных сетях ВКонтакте, Telegram, ОК.